Статья опубликована в №41 (162) от 29 октября-04 октября 2003
Культура

Комплекс индивидуальности

 Софья ДАВЫДОВА. 29 октября 2003, 00:00

Парикмахер Марина Сумарокова: «Мне сложно объяснить, как и почему я делаю клиенту именно эту прическу»

Волосы – один из неотъемлемых элементов нашей внешности, как и кожа. Они практически всегда на виду. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо быть не только хорошо одетым, но красиво и стильно причесываться, иметь здоровые волосы. Прическа, может как подчеркнуть все наши достоинства, так и обезобразить. Словом, изменить нас и наше настроение.

Женщина, создавшая салон «Этуаль де Люкс», Марина Сумарокова, обладает способностью собирать вокруг себя творческих людей.

Хобби, ставшее жизнью

Специальность Марина Сумарокова получала абсолютно прозаическую - техник-строитель. В свое время работала в проектном институте, потом грянула перестройка, надо было как-то выживать, и она вместе с мужем занялись коммерцией. Но одна на двоих работа – это очень тяжело, и материально, и психологически. Если в бизнесе нелады, то денег в семье нет вообще, и обоих постоянно нет дома. Было решено, что у Марины профессия должна быть поспокойнее, чтобы она могла заниматься домом и детьми: «Я не выбирала, наверно, это решилось волею судьбы. Стригла домашних, подружек, нигде не учась... Так, как чувствовала, смотрела журналы, схемы».

В парикмахерский бизнес Марина Сумарокова пришла после рождения второго ребенка. Начала с того, что решила подучиться. Как раз в то время Юрий Голубев проводил курсы.

И Марина пошла на них, не зная, во что это выльется. Сначала работала одна, потом в паре с косметологом, затем сама собой создалась студия – место, о котором мечталось, в котором можно было бы заниматься тем, к чему лежала душа. Специального образования не получила, но училась у мастеров в Москве. Была на мастер-классах Ирины Барановой, Светланы Рыжковой, Сергея Зверева. Очень многое дал Николай Харьковский. Как говорит Марина, «когда учишься у мастеров и смотришь, что они делают и как, то равняешься на них. Я сразу настроила себя на то, что я хочу узнать все самое лучшее в этой отрасли, и стремилась учиться у лучших мастеров. Так хобби переросло в профессию».

Раньше парикмахер считался человеком из низшего общества, простым исполнителем. Клиент приходил, называл прическу – «Аврора», «Сэссен» – и его «стригли». Сейчас профессия усложнилась - это одновременно и стилист, создающий определенный образ. Марина с самого начала стремилась именно к этому: «Все мои методы идут от моего мироощущения. Мне сложно объяснить, как и почему я делаю клиенту именно эту прическу. Я просто беру и делаю так, как я это вижу».

«Он сам пришел…»

По мнению Марины, «когда мы хотим лететь все выше и выше – главное сделать первый взмах. Главное – равняться на соколов, смотреть в небо на звезды и тогда тебя закрутит, завертит, - вначале ручеек, потом речка, затем стремнина и так по нарастающей».

Рос опыт, росло число клиентов, незаметно совершался переход на другой уровень. Салон появился тогда, когда все предпосылки для его создания были достигнуты, когда люди были психологически готовы к этому. Основная сложность, как это всегда и бывает, была в кадрах. Как говорит Марина, «все мы люди, и создание команды – это трудность, которая преследует не только меня». Конечно, есть еще и быт – недостаточное финансирование, бюрократия.

Процесс «подбора кадров» проходил интуитивно. По мнению мастера, каждый человек излучает определенную энергию, по которой понятно, как будет работаться с этим человеком. На вопрос, как Вы их находили, Марина отвечает просто: сами приходили. Так, например, к ней попал Паша – пришел после ПТУ: «можно у Вас работать?» - «Давайте попробуем». Сейчас Павел Усанов – одна из жемчужин в салоне.

По опыту Марины, подбор мастеров – это процесс постоянный. Она и сейчас бы взяла еще двух думающих, творящих сотрудников. Потому что люди нужны такие, чтобы в первую очередь думали не о том, как отработать рабочий день и уйти, а как выпустить в свет довольного клиента.

Марина старается постоянно повышать свою квалификацию и квалификацию своих мастеров. Отсюда – постоянные поездки на учебу. Последний диплом был выстрадан «потом и кровью» – она брала уроки у Пьера Ришара – ведущего специалиста в академии «Франк Руш». Было очень тяжело.

«Ты должна уметь все!»

Марина считает, что семьдесят процентов того, что она достигла в жизни, – заслуга ее мужа. Все свои силы он вкладывает в нее, в то, что ей интересно делать. Это не просто какие-то подарки, но постоянная поддержка. Муж для нее – самый главный ценитель и критик. Она – из тех людей, которыми он гордится, но прямую похвалу от него услышишь редко. Но если бы он не гордился – не помогал бы. Может сделать каркас для прически, найти материалы, ездит с Мариной на показы в Санкт-Петербург, раздумывает вместе с ней – давай используем вот это и это тоже давай попробуем.

У дочери – прирожденный вкус и прекрасная интуиция. На одном из показов она давала матери очень дельные, несмотря на возраст (девять лет) советы. Кроме всего прочего, является еще и одной из главных вдохновительниц Марины: «Как это ты не умеешь? Ты должна уметь все!»

Моменты преображения

Основной состав посетителей салона Марины Сумароковой – от двадцати до сорока лет. Но есть и дети, и люди в возрасте. Это место немного отличается от других салонов взаимоотношениями, которые можно определить как «клубные». Тут нет специальных билетов, никто сюда официально не вступает, но мастера и клиенты здесь, по мнению Марины, – единомышленники. Единомышленники в любви к красоте, к эстетике. Она старается подбирать клиентуру так, чтобы и клиент, и мастер получали душевное удовлетворение: «Они должны любить друг друга, ждать встречи друг с другом и уважать друг друга».

Псковские женщины, как ни странно, выделяются ухоженностью. Возможно, это связано с тем, что город у нас маленький – отсюда и большая конкуренция в салонах. Даже по сравнению с «продвинутыми» Москвой и Санкт-Петербургом в процентном соотношении ухоженных женщин в Пскове больше. Как говорит Марина, «если в Москве сделать пятьдесят одинаковых причесок – это как капля в море, а в Пскове это значит, что пол-Пскова будет ходить с одинаковой прической».

По мнению мастера, каждая женщина страдает «комплексом индивидуальности». У нее должны быть самые индивидуальные и уникальные платье, прическа, макияж. Поэтому мастера постоянно должны продвигаться вперед, учиться, ездить, привозить что-то новое. Постоянно оставаться «на уровне», держать марку.

«Когда я еду по городу и встречаю своих клиентов в движении, на остановке, в магазине – я часто раздумываю над тем, что мы можем, придумывая, подбирая для себя модель, получить красивый, но несколько искусственный образ. А образ по жизни – это другое, это состояние души, с которым прическа должна гармонировать», – рассказывает Марина.

Она неоднократно замечала, что в человеке, увидевшем себя во всей красе, происходят изменения. Он начинает выше себя ценить, пропадает комплекс «гадкого утенка», развивается вкус. Достигнув этой планки, он уже не может опуститься ниже.

Марина считает, что одна из важнейших составляющих ее работы – знать то, что появляется на рынке косметики, обеспечивать Псков этими новинками. Чтобы наши женщины не ездили за каким-то эксклюзивом в крупные города, чтобы это все было здесь.

«Смысл нашей работы, жизни, учебы - сделать из гадкого утенка лебедя. Ради таких моментов преображения мы и живем. Это не конвейер, но это наша цель – Чудо превращения».

Софья ДАВЫДОВА.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.