МОСКВА с Игорем Зинатулиным
Качественная периодическая печать творит новых людей
Если у вас еще нет свободы слова, тогда мы летим к вам!
Шутка об американцах
Нам, россиянам, нечего бояться, потому что свобода слова у нас есть. Пусть центральные телеканалы и раскуплены на олигархической ярмарке, печать все еще остается формально свободной – не от олигархов, а от монополизации. Сотни несвободных, политически полярных газет создают свободный, конкурентный рынок прессы.
Поэтому, если вы еще не знаете, где искать свободу слова, без промедления отправляйтесь в газетные ряды и читайте, читайте, читайте.
Жаль только, что красочная, хрустящая масса сегодняшней российской печати зачастую также свободна от профессионализма и норм естественной человеческой морали. Однако этому «жаль» можно убедительно противопоставить мощнейший экономический аргумент - если это с радостью публикуют, значит, это же с удовольствием читают. Не пресса формирует вкусы и пристрастия читателей, а запросы последних заставляют несчастных издателей продуцировать соответствующее предложение. Поэтому вполне вероятно, что гегелевскую дефиницию «народ имеет то правительство, которого заслуживает», можно применить в несколько ином ключе – «покажите мне газетный ларек, и я скажу вам, каков этот народ».
Так, к примеру, недавно в одном из российских политических журналов появилось красноречивое письмо читательницы из Москвы. Она писала, что в силу ее рабочей деятельности ей приходится весьма часто покидать чертоги столицы и скитаться по городам и весям России. В процессе своих поездок пытливая читательница сделала одно знаменательное наблюдение. Приехав в какой-либо город, ей было достаточно взглянуть на местную прессу, чтобы получить общее представление об «уровне окультуренности» окружающей местности. Причем, по заверению автора письма, ни разу еще это наблюдение ее не подводило. Проверено эмпирически.
Возможность оценить все прелести псковского народонаселения посредством чтения здешних газет и журналов оставим желающим. Скажем лишь, что, если в областном центре встречаются смельчаки, предпочитающие информацию сплетням и незакамуфлированной рекламе, появляется легкий, как восточный зефир, повод для надежды на лучшее.
Прелести плюрализма
На семи легендарных холмах надежд на лучшее хоть отбавляй. При первом поверхностном взгляде на длиннющие московские лотки с прессой, на которых, как скирды на поле, навалены тонны желтых, белых, черных, красных, синих или серых изданий, в области солнечного сплетения возникает свербящее ощущение счастья – вот он, плюрализм!
Говорят, ехидные интуристы, приезжающие в столицу «коммунистического пожара», вовсе теряют голову от всего этого неожиданного изобилия цветов и красок. Переходы метро давным-давно прочно оккупированы продавцами «тематических» изданий. Вот, слева зубоскалит старичок, распространяющий радикальную прессу. «Сталин жив!», «Романовым досталось мало!» читаем мы на передовицах разного рода «Стрингеров» и «Воплей народа».
Справа притаилась демократическая молодежь, нерешительно выглядывая из-под своих пропитанных народо-правством лотков. «Путина в отставку!» и «Прокуратура – сборище казнокрадов» гласят «правые» издания. Берегитесь, прямо по центру вольготно раскинула все свои пятьсот пятьдесят пять изданий только что сошедшая с обложки журнала «Садовод» пухленькая московская тетушка. «В столичном метро обнаружили снежного человека» или «Саддам скрывается в Барвихе» - кричат крупные заголовки прессы известного цвета.
Однако поклонников качественной печати тоже немало на просторах белокаменной. Гудящие очереди за свежей деловой прессой – привычное утреннее явление московских будней. Скажем, такое же привычное, как и старая добрая подписка на газеты и журналы. Конечно, объемы подписки стали несравнимо меньше с советских времен. Но с тех пор появилось большое количество альтернативных источников информации.
Получил невиданное распространение интернет, главный потенциальный конкурент печатной прессы. Многие сегодня пытаются даже утверждать, что недалеки те времена, когда печать станет пережитком прошлого, а ведущие современные газеты разместят свои собственные экспозиции в музеях. Более того, сами редакторы влиятельнейших изданий начинают задаваться вопросом, что сейчас популярнее – привычная газета или информация, размещенная в интернете.
Рискнем априори им ответить. Интернету не одолеть газет, по меньшей мере в ближайшие полвека. Причина тому – элементарная стойкая человеческая привязанность к газете. Сегодня пресса выполняет не только и не столько роль источника информации. Она вошла в обиход людей, стала важной и приятной частью их повседневной жизни. Мерцающий экран компьютера не настраивает человека на серьезное, вдумчивое чтение. Он не способен заменить щемящее, восторженное ощущение от красивой бумаги в руках, которую можно в любой момент раскрыть и закрыть, раскромсать на кусочки или отложить для потомков в потайной шкафчик.
И самое главное, интернет делает труд журналиста безответственным. Любой сайт, любую информацию, выложенную там, можно в мгновение ока отредактировать, исправить или дополнить. Всем памятен скандал, связанный с интернет-сайтом американской телекомпании CNN. Ровно на 20 минут волею случая на суд изумленной публики явилась «секретная информация» телекомпании, а именно несколько десятков некрологов на известных политических лидеров, бизнесменов и деятелей культуры. Все эти люди сейчас живут, здравствуют и даже не догадываются, что кто-то их уже «похоронил». В СNN этот факт официально не признали, но, видимо, на всякий случай объяснили, что многие телекомпании действительно запасаются подобными «заготовками» на случай, если придется моментально выдать репортаж о «случившейся трагедии». И все… будь подобное опубликовано в газете, компания не насчиталась бы исков в суд.
«Что написано пером, не вырубишь и топором». Печатная пресса более ответственна, а, следовательно, профессиональна. Но мы отвлеклись. Путешествие вдоль столичных «пресс-лотков» продолжается.
Лаборатория стиля
Веяние нового времени – в борьбе за читательскую аудиторию большие и малые издательства Москвы все чаще экспериментируют, порождая газеты невиданного доселе фасона. Среди подобных новинок можно отметить пару чрезвычайно успешных творений, изрядно обласканных читательской любовью москвичей.
Это в абсолютной степени стильный (и, к слову, сильный) проект «Большой город» популярного московского журналиста Сергея Мостовщикова и экстравагантное, вдумчивое издание «Fакел» андеграундного дизайнера и режиссера Юрия Грымова. Оба журнала всячески акцентируют свою самобытность и распространяются абсолютно бесплатно. Причем найти их не так-то просто. Свежий номер черно-белого «Большого города» для особенно рьяных поклонников издания зачастую становится бесценной находкой в самых неожиданных местах. Чаще всего это те или иные «продвинутые» кафе, клубы, магазины или бизнес-центры. Журналы лежат пухленькой стопочкой в заветных желтых ящиках. Как правило, количество охотников до «модного чтива» значительно превышает количество журналов в тумбе. Поэтому почти все экземпляры разлетаются в первые же дни после выхода в свет (а выходит «Большой город» каждую неделю).
Для того чтобы в полной мере проникнуться свободолюбивым, остроумным стилем «Большого города», нужно просто его почитать, пощупать, посмеяться над его первоклассными заголовками и поглядеть на искусные фотографии. Пишут в «БГ» фактически обо всем - о зимних соленьях, о рекламе, о политике, о русской деревне и о буднях городских маклеров. Однако в результате получается не пресловутое «ассорти», а вполне сбалансированный питательный салат. Цельность любимому детищу редактора Мостовщикова придает неповторимый «иронически-московский» взгляд авторского коллектива на все происходящее вокруг. Это их связующее звено, их тонкая, неподкупная «фишка».
«Fакел» появляется на Божий свет ежемесячно и во всей красе. Дизайнерский талант неутомимого Грымова выплескивается на страницы журнала в форме уму непостижимых фотографий, иллюстраций и «наворотов» верстки. «Fакел», скорее, издание молодежное, хотя в нем вы точно не найдете стандартных, шаблонных новостей о поп-музыке или дюжины советов о том, как избавиться от прыщиков на частях тела, лишенных какой бы то ни было растительности.
Каждый номер журнала озаглавлен общей темой. Такой темой может стать патриотизм, может – любовь, а может и наука. Простор для журналистской инициативы или писательской фантазии неограничен, что и позволяет «впихнуть» в блестящее журнальное тело целый ворох чертовски интересных, спорных, но всегда провоцирующих на размышление текстов. Поиск свежих номеров «Fакела» - занятие еще более трудоемкое, нежели попытки раздобыть крупноформатный «БГ». Раньше журнал распространяли по избранным вузам, теперь отсылают в основном по закрытой подписке.
В буквальном смысле выжить обоим бесплатным изданиям позволяет так называемое PR-меценатство их обеспеченных спонсоров. «Большой город» - разорительный, но очень громкий ребенок издательского дома «Афиша», а «Fакеl» выходит на средства Федерации интернет-образования. Конечно, на фоне многих других «продвинутых» изданий столицы эти два бесплатных проекта смотрятся несколько обособленно. Но по глубочайшему убеждению автора, на их примере в будущем будут учить толковых молодых журналистов.
Кстати, слово «журналист» за последние годы приобрело в Москве несколько иное звучание. Прежде всего, оно лишилось привычной сакраментальности. Вряд ли сегодня пламенная статья в той или иной газете вызовет толпы на площадь. Журналисты, повинуясь общему ходу времени, превратились из глашатаев истин в разносчиков информации. Первостепенное профессиональное качество в современной журналистике – умение впитывать в себя огромные объемы информации, перерабатывать ее и емко, сочно выдавать в свет. Только такой подход позволил вчерашним новичкам современной российской прессы превратиться в одночасье в ее заслуженных корифеев. Однако предложение качественной информации неизбежно должно поддерживаться стабильным спросом на нее. Нашим с вами спросом.
Общество всезнаек
Окинув самым общим взором наиболее интересные уголки «Москвы печатной», попробуем все же довершить эксперимент по вырисовыванию образа москвичей на основе московской прессы.
Лидерство столицы в информационном пространстве страны неоспоримо.
Пункт первый. Издательская деятельность в Москве цветет пышным цветом. Виной тому – благоприятная экономическая среда, состоящая из огромного рынка рекламодателей и еще более грандиозного рынка верных, платежеспособных читателей.
Отсюда вытекает пункт второй. Главный. Ключевой момент, объясняющий разительный контраст между столичными и региональными СМИ. Пресса стала играть одну из ключевых ролей в преобразующейся экономике столицы. Москва, простите за глобализм, уверенно «продирается» к постиндустриальному обществу, отличительной чертой которого является невероятно высокая цена информации. Она (информация) становится, наряду с трудом, землей и капиталом, четвертым фактором капиталистического производства.
В Москве это почувствовали первыми и почувствовали, что называется, на собственном бизнесе. Сегодня информация стоит денег, подчас больших. Вот почему очереди у ларьков с деловой прессой не становятся меньше. В век социализма стояли за правдой, сейчас стоят за информацией. Потому что тот, кто ею обладает, уже на шаг впереди конкурентов.
Информированность делового московского общества приобретает какой-то тотальный характер. Интересная черта: «быть в курсе всего» стало модно и среди молодежи. Правильно это или нет, рассудит время. Во всяком случае эти тенденции точно отвечают духу времени. Нового времени.
(Продолжение следует…)