Малый и средний бизнес готовится
к вступлению страны в ВТО
Несмотря на все перипетии, бизнес в России все-таки развивается. Его кто-то считает порождением нынешнего «смутного времени», кто-то дойной коровой, но несомненен тот факт, что в нем есть немало людей, которые хотят изменить что-то в своей жизни и вокруг себя.
В России уже традиционно сложилось, что поддержку властей получают в основном крупные предприятия. Так, де, прибыль будет быстрее и больше.
Судьба малого и среднего бизнеса в большей степени – тема для многочисленных разговоров, дискуссий, громких заявлений из уст власть предержащих: «Видим, поможем!». До реальной поддержки дело доходит не часто. Поэтому приходится помогать себе самостоятельно.
С директором Псковского фонда поддержки предпринимательства Светланой Журавлевой мы беседуем о том, как развивается сейчас малый и средний бизнес в Псковской области, с какими проблемами в ближайшее время он может столкнуться и как возможно свести к минимуму последствия предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
- Светлана Ивановна, существует мнение, что малый бизнес – основа экономики страны. Вы его разделяете?
- Скорее да, чем нет. Европа держится именно на таких предприятиях, это я видела своими глазами. Об этом можно говорить достаточно уверенно. На Западе считается правилом хорошего тона и признаком силы, когда организация открывает всю информацию о своей деятельности.
У нас же ситуация обратная, и данные статистики не отражают истинного положения дел.
Ведь малые и средние предприятия – это не только торговля. В настоящее время они занимают большую нишу в экономике России. Да, очень многие начинали с купли-продажи, но меня радует, что сейчас появились предприниматели, которые, уже имея успешный бизнес, стали вкладывать средства в производственную сферу. Это и интереснее, и перспективнее.
Сейчас в России, как и на Западе лет десять назад, многие крупные предприятия приходят к тому, чтобы передать часть своих функций более мелким фирмам. Причины для этого разные: или какой-нибудь вид деятельности становится при оптимизации хозяйствования невыгодным (например, транспортировка), или же руководство считает, что компания не может заниматься всем и лучше сосредоточиться на основных видах деятельности.
- Можно ли говорить, что переход от купли-продажи к производственной сфере становится тенденцией?
- Пока это единичные случаи. Но в торговле все сегменты уже заняты. Здесь можно получить хороший доход, только если ты грамотно ведешь дело. А в производстве свободных ниш пока гораздо больше. Поэтому, имея серьезный капитал, можно организовать прибыльное и интересное дело.
- Вы говорили об открытости западных фирм. Когда можно будет ожидать подобного поведения от наших предпринимателей? Или это вопрос далекого будущего?
- Россия – непредсказуемая страна. И здесь тоже вряд ли кто-то возьмется прогнозировать. Но можно точно сказать, что мы начинаем перестраиваться на работу по международным правилам.
Надо признаться, что в странах, живущих по ним уже не первый год, качество жизни лучше, чем у нас. Значит, эти законы неплохие и рано или поздно они перейдут и к нам. Безусловно, это произойдет с учетом нашей специфики, но принимать их необходимо. Хотя бы потому, что Россия имеет желание вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Этому важному событию не все у нас уделяют должное внимание. В основном озабочены им крупные предприятия, а малый и средний бизнес остается в стороне. Вместе с тем, именно он наиболее уязвим при вступлении России в ВТО.
- Почему?
- Еще с советских времен на крупных предприятиях осталась система контроля качества, которую сейчас они стараются усилить. Есть у них и отлаженный механизм защиты: свои юристы и т. д.
При вступлении в ВТО появится не только качественный, но более дорогой западный товар, но и дешевый и некачественный товар из Турции, Индии, Китая. Поэтому надо готовиться по двум направлениям: первое – повышать качество собственных товаров, второе – внедрять новые международные стандарты качества (например, ISО 9000), по которым уже более десяти лет работают многие развитые страны. Там даже детские сады имеют свои сертификаты качества. Какой бы товар ни был хороший, без такого документа на рынок Европы его не пустят. Если предприятие, даже в отдаленной перспективе, желает сотрудничать с западными фирмами, то о подобной сертификации ему надо думать уже сегодня.
Когда мы работаем над внедрением ISО 9000 на наших предприятиях, очень часто выясняется бесполезное дублирование функций, а какие-то «куски» работы никто не делает вообще. Мы привыкли, что прибыль идет и идет. Но ведь можно работать и с еще гораздо лучшими результатами. Поэтому разработка системы – это не деньги, выброшенные на сертификат, это инвестиции, окупающиеся, как правило, за год-полтора.
- Что дает присвоение сертификата ISО 9000?
- Он говорит о качестве работы предприятия, о том, насколько грамотно поставлена на нем работа. Он является и гарантией стабильности качества товаров, выпускаемых фирмой, и гарантией стабильности ее работы, и осуществляемых ею поставок. Кроме того, ISО 9000 свидетельствует о прозрачности деятельности компании. Ну и конечно, это мощный рекламный продукт, набирающий вес и в России. Все больше предприятий в нашей стране получает этот сертификат, а в прошлом году стали получать даже экологический сертификат ISО 14000.
- Возможен ли такой вариант: предприятие получает сертификат, но работать продолжает по-старому?
- Нет. Если система разработана не по шаблону, а именно для этого предприятия, то она заставит работать лучше. Получив сертификат, предприятие не может забыть об этом, так как постоянно проводится промежуточная сертификация, а компания, выдавшая этот документ, гарантирует своей репутацией соответствие ему. Например, мы, находясь в области, всегда доступны для наших клиентов, если им будет необходима какая-либо помощь. В том случае, если мы станем работать недобросовестно, мнение о нас распространится очень быстро.
- Какие услуги еще будет оказывать Псковское агентство поддержки малого и среднего бизнеса кроме сертификации по ISО 9000?
- Не секрет, что Псковская область не выглядит в глазах крупных международных организаций таким уж серьезным партнером. Зарегистрировав агентство, мы приобрели в партнеры Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. С его помощью мы получили доступ ко многим международным и российским проектам (сертификация по ISО 9000, например), а предприятия нашей области смогут получить больше услуг. Конечно, это будет небесплатно, но существенно дешевле, чем если бы мы работали на самоокупаемости.
- По вашим прогнозам, много ли псковских фирм воспользуются предлагаемыми услугами?
- Когда я лет пять назад говорила руководителям, что нужно задуматься о внедрении новых стандартов, они отвечали, что еще лет пятнадцать в Пскове этого не понадобится. Но уже два года мы активно работаем с желающими.
Прогнозируется, что спрос будет очень высоким. В Москве, например, уже не хватает специалистов, чтобы удовлетворить все заявки. Такая же ситуация и в других регионах.
- И все-таки: от вступления в ВТО малому и среднему бизнесу больше плюсов или минусов?
- Сложно сказать. Во-первых, даже среди малого и среднего бизнеса появились настоящие «акулы», которые работают эффективнее предприятий с большим числом сотрудников. Для них, скорее всего, будет больше положительных моментов.
Во-вторых, многое зависит от того, какой товар производит предприятие. Кто-то выиграет, а кто-то проиграет.
Чтобы свести потери к минимуму, надо готовиться уже сегодня. Необходим квалифицированный персонал, нужна внутренняя система организации, которая позволит работать эффективно.
Беседовал Константин ШМОРАГА.