Княгиня Ольга не может найти себе уголок в освященном ею Пскове
В прошлый четверг в зале городской Думы прошли публичные депутатские слушания. Обсуждали, что делать городу с двумя подарками – памятниками княгине Ольге. Один – работы Зураба Церетели, другой – Вячеслава Клыкова.
Открывая слушания, председатель городской Думы Леонид Трифонов сказал, что депутатам предстоит «отмести крайние предложения снести одно, поставить другое. Надо найти достойное место». Заместитель мэра города Иван Калинин сообщил, что первым предложил свой памятник Вячеслав Клыков, а затем – член общероссийского оргкомитета по празднованию 1100-летия первого упоминания в летописи города Пскова Зураб Церетели. «Таким образом, оказалось, что два известнейших скульптора, народных, заслуженных, предлагают свои дары городу Пскову».
По мнению Ивана Калинина, в работе Вячеслава Клыкова «княгиня Ольга представлена больше как духовное лицо, а прочтение Церетели совершенно другое. Ольга представлена как защитница Отечества с мечом в руках, опирающаяся на щит. Так ее видит художник». В то же время он предостерег «всех присутствующих и отсутствующих» от того, чтобы говорить о существовании какой-то чиновничьей точки зрения, так «как в первую очередь учитывается мнение специалистов».
Главный архитектор города Станислав Битный указал главную причину создавшейся проблемы с установкой памятников: «Была нарушена технология производства работ, согласно которой - не место выбирается к готовому памятнику, а, наоборот, памятник создается под конкретное место. Поэтому мы и имеем сейчас все эти трудности», – констатировал он. С его мнением согласилась и археолог, профессор Инга Лабутина.
У многих возник вопрос: если о появлении памятника работы Клыкова было известно еще три года назад, то почему место для его установки стали искать непосредственно перед самым юбилеем? Что делали власти все три года? Тем не менее, место найти надо, и краевед Натан Левин предложил памятник работы Клыкова установить на территории Псковского Кремля. Это предложение поддержано не было, так как, во-первых, территория Кремля еще не достаточно изучена археологами, а, во-вторых, существует проблема сложного ландшафта и непонятно, как завезти в Кремль строительную технику.
Предложение установить памятник Ольге на улице Леона Поземского также устроило немногих из-за бытующего мнения, что ближнее Запсковье – запущенная часть города. Профессор Лабутина решительно возразила против такого мнения, так как в Средние Века, вплоть до XVIII столетия, через эту местность проходила дорога к северным землям Пскова, и она была весьма развита.
Но главная интрига возникла при обсуждении дара Зураба Церетели. Оказалось, что многие из приглашенных вообще не желают видеть его произведение в Пскове. Как только эту скульптуру ни называли, и царицей Тамарой, и Таисией Афинской, но только не княгиней Ольгой. Инга Лабутина пояснила, что «Псков, по крайней мере средневековый, был городом высокой художественной культуры», а памятник Церетели, по ее мнению, к высокой художественной культуре отношения не имеет. Постоянный посетитель думских баталий горожанин Сергей Бычков призвал депутатов вежливо отказать Зурабу Константиновичу, объяснив, что второго памятника княгине Ольге «нам не надо». По его словам, псковские власти просто не могут найти в себе сил отказаться от ненужного городу подарка. Все точки над i расставил Иван Калинин, заявив, что дареному коню в зубы не смотрят, и намекнув, что от работы Церетели «мы отказаться не можем». «Многих великих художников тоже при жизни не признавали», – поучительно добавил он.
Не прошло и предложение поставить «Ольгу» Церетели в Выбутах. Леонид Трифонов пояснил, что «это уже не наша территория. Депутаты Псковского района тоже могут сказать, что этот памятник им не нужен». Большинство склонно было, раз уж нельзя отказаться, поставить работу Зураба Церетели у гостиницы «Рижская». «Пусть приезжих иноземцев пугает», – прокомментировала Элла Петухова, бывший директор реставрационных мастерских.
Директор научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Василий Мусийчук, следуя пожеланию архиепископа Евсевия, предложил работу Вячеслава Клыкова установить в Детском парке, а «Ольгу» Церетели, чтобы не было обидно знаменитому автору, поставить в сквере на «четырех углах» - «к Центру города близко, Великая рядом, и дорога на родину княгини Ольги здесь проходит». Вот как складно…
Единого мнения так и не достигли, но наименее конфликтным выглядело решение об установке памятника княгине Ольге работы Клыкова в Детском парке, а творения Церетели – на «четырех углах» или у гостиницы «Рижской». Какое бы место теперь ни выбрали, у городских властей есть повод сказать, что общественные слушания проведены и общественность свое мнение высказала. Ну а дальше, как водится: «мы посоветовались, и я…»
Константин ШМОРАГА.
Фото: Игорь Соловьев
На фото:
Инга Лабутина не признает в творении Зураба Церетели произведение искусства
Иван Калинин знает, что не все гении получают признание современников