Памятник погибшим десантникам высветил моральную нищету
Вечером 1 февраля, в субботу, в 19 час. 32 мин. на ленте «Псковского агентства информации» появилось сообщение: «Руководству 76-й ВДД предложено устранить недостатки».
Обычно молчаливое в субботу и воскресенье агентство не поленилось в выходной день сообщить следующее: «Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Псковской области направила предписание командованию 76-й воздушно-десантной дивизии в связи с недостатками в состоянии памятника погибшим воинам-десантникам 6-й роты, установленного в Черехе. Одним из элементов памятника являются лампочки (по числу погибших воинов), которые зажигают в темное время суток. К сожалению, около двух десятков ламп в настоящее время вышли из строя и не горят. Инспекция ГАСН обратила внимание руководства дивизии на это и предложила принять необходимые меры, чтобы памятник десантникам поддерживался в должном порядке.»
Дело не ограничилось коротким сообщением на «ПАИ».
Уже во вторник, 4 февраля, «Псковская правда» вышла со статьей г-на Александра Копыла на второй полосе: «Пока горит свеча…»
Вся лирика заканчивается на заголовке. Дальше все печальнее и циничнее. «Генерал-искусствоведы», «… а ведь предупреждали!», «армейским искусствоведам захотелось выступить еще и экспертами в области освещения», «они его выбрали сами…».
На этом месте цитаты завершим.
Выбрали. Сами.
История простая до боли. Поставили в Пскове памятник погибшим десантникам. Не всем он понравился. Очень многим он не понравился. Но так получилось, что военные сделали выбор именно в пользу этого проекта. Выбрали. Сами.
Простите, а кто еще должен был выбирать? Господа с «ПАИ», господин Копыл, господа «искусствоведы в штатском» из администрации области, вы, кажется, не воевали в составе 104-го полка? Вас ведь не было под Аргуном? Не вы погибали в этом бою. Не вы хоронили этих парней как родных. Вас нет в этих списках. Успокойтесь. Это не ваш памятник.
Представьте только, если к вам вдруг придут люди и скажут, что вы поставили не тот, не такой, «неправильный» памятник на семейной могиле, вы, наверно, возмутитесь. Но ведь здесь – то же самое! Не сошлись псковские «продвинутые» в архитектуре власти и военные во взглядах на памятник. Значит, не сошлись. Сколько людей – столько и мнений. Это не трагедия. И на этом надо успокоиться. Есть черта, которую нельзя переступать. Это как кладбищенская ограда. Если у вас там никого нет, не изображайте очередь, здесь не выставка.
Вот 84 этих – молодых и сильных – и десятки тысяч других, чьи жизни раздавила эта война, - вот это трагедия. Но – непоправимая, лампочки человеческой жизни замене не подлежат.
Какая острота зрения – заметили, что часть лампочек-свечей перегорела! Очевидно, больше зрячих в Псковской области нет. Так найдите, купите, подарите, пожертвуйте, черт возьми, если вам знакомы такие движения души.
Но об этом не надо писать. Увидели – поправьте. Помогите. Молча. Не можете помочь – молчите тем более. Не позорьтесь.
Цитата из статьи г-на Копыла (специально предупреждаю): «Существует такая людская мудрость: умершие остаются с нами, пока мы о них помним. А в память о них зажигают свечи. Горят свечи – значит, мы помним. Не горят - значит… Нельзя однополчанам забывать своих героев. Поэтому свечи должны гореть». Конец цитаты. В принципе, конец совести.
Вы кого учите памяти?! Оставьте в покое этот памятник и этих людей. Для погибших – оборвалась жизнь. Для живых – продолжается война, на которой каждый Божий день обрываются такие же неповторимые и единственные жизни. Куда вы лезете со своим трёпом по погасшим лампочкам?! В солдатики не наигрались?
Топтание на костях – это политический бизнес. Для тех, у кого нет за душой ни-че-го. Ни гроша.
Прости их, нищих. Если, конечно, не ведают, что творят.
Лев ШЛОСБЕРГ.