КИНО с Евгением Шацких
Ди Каприо по воле Стивена Спилберга удирает от Тома Хэнкса и «Титаника»
Большинство фильмов, в создании которых принял участие Стивен Спилберг (Steven Spielberg), входят в число наиболее кассовых в истории кино. В сентябре 1999 года он был назван лучшим режиссером XX столетия по итогам опроса еженедельника Entertainment Weekly. Гордость американской киноакадемии и один из двух самых богатых людей Голливуда, Спилберг из года в год пополняет коллекцию творческих трофеев новыми экземплярами.
К главным режиссерским заслугам Стивена Спилберга обычно относят получивший семь Оскаров «Список Шиндлера» («Shindler’s List», 1993 г.), и «Спасение рядового Райана» («Saving Private Ryan», 1998 г.), был удостоен второй персональной награды в номинации «лучшая режиссура». Также на счету одного из самых титулованных людей в истории кино три награды гильдии кинорежиссеров.
Однако, несмотря на целую армию позолоченных статуэток, у довольно многочисленной зрительской аудитории имя прославленного голливудского мэтра ассоциируется с искусными спецэффектами «Парков юрского периода» («Jurassic Park», 1993 г., «Lost World: Jurassic Park», 1997 г.). После кинотрилогии о похождениях Индианы Джонса, «Инопланетянина» («E.T. the Extraterrestrial», 1982 г.) и «Тесных контактов третьего вида» («Close Encounters of the Third Kind», 1977 г.), «Список Шиндлера» стал первой картиной, заставившей говорить о Спилберге как о режиссере, способном снимать не только захватывающее детское кино.
Продолжающее суровую военную тематику «Спасение рядового Райана» было надежно оснащено необходимым для закрепления режиссерского успеха оборудованием. Окропленный трагичной, но гордой слезой ура-патриотизма, «Рядовой Райан» был словно специально создан для дежурных оскаров и восторженных реплик. Однако, вместе с самоотверженной режиссурой, в этом фильме Спилберг обнаружил по-американски утрированное представление о событиях Второй Мировой войны, что не могло не заставить относиться к его новым творениям с некоторой осторожностью. Провалившийся, по мнению многих, блокбастер «Особое мнение» («Minority Report», 2002 г.)1 и вовсе наводит на мысль о затянувшемся творческом закате режиссера.
Последняя работа Спилберга, фильм «Поймай меня, если сможешь» («Catch Me if You Can», 2002 г.) был задуман еще в 1997 году. В числе претендентов на руководство проектом называли Дэвида Финчера (David Fincher), Лассе Халльстрема (Lasse Hallstrem), Милоша Формана (Milosh Forman) и Камерона Кроу (Cameron Crow), что, естественно, способствовало появлению оживленного интереса в отношении будущей картины. Датой релиза было назначено 21 декабря 2001 года, но приступить к съемкам творческой команде фильма удалось лишь в марте 2002-го. К этому времени о картине начали уже понемногу забывать. Однако Спилберг не был бы Спилбергом, если бы не привлек к участию в фильме целое созвездие голливудских актеров. Имена Тома Хэнкса (Tom Hanks) и Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio) сразу же обратили на ожидающуюся картину прожектора зрительского внимания.
«Поймай меня, если сможешь» основывается на автобиографической книге Фрэнка Эбигнейла-младшего (Frank Abagnail Jr.), сразу же после опубликования ставшей международным бестселлером. Сочетание фантастического, даже по голливудским меркам, сюжета с фактом того, что в основу картины легли изложенные непосредственным участником события, создает довольно необычное ощущение.
История Фрэнка Эбигнейла начинается с далеко не редкого детского конфликта: когда он достигает возраста 17 лет, его родители решают разойтись, и, потрясенный таким жизненным поворотом, мальчик убегает из дома. Талантливый и на редкость изобретательный Фрэнк легко научился сначала подделывать подписи на чеках, а потом и сами чеки. Он обладает потрясающей способностью располагать людей к себе и заставлять их верить своим словам. Купив в специализированном магазине летную униформу, Фрэнк выдает себя за младшего пилота крупнейшей авиакомпании, получив таким образом возможность совершенно бесплатно путешествовать по всей стране и жить в гостиницах вместе с настоящими пилотами Pan American. Надо сказать, исполнившему главную роль Леонардо Ди Каприо досталась интересная и одновременно сложная задача – ему пришлось играть очень талантливого актера. Для того, чтобы зритель мог представить себе, каким образом Фрэнку Эбигнейлу удавалось одурачить множество взрослых людей, Ди Каприо необходимо было выглядеть более чем убедительно.
Гениальный притворщик Фрэнк за два года своих удивительных приключений побывал также врачом, с помощью подручных средств подделав диплом медицинского факультета Гарварда. Совершенно не обладающий медицинскими познаниями, он продолжительное время занимал должность супервизора в одной из больниц. Причем параллельно своей «профессиональной практике» Фрэнк совершенствовал мастерство подделки чеков, обналичивая фальшивки во всех пятидесяти штатах и в двадцати других странах, куда он по-прежнему летал в качестве второго пилота. В общей сложности за два года им было получено около шести миллионов долларов. Кроме того, Фрэнку удалось также побывать профессором американской истории во Франции и даже помощником прокурора в Луизиане. Диплом юридического факультета был, конечно же, ненастоящим, но экзамен на профессиональную пригодность он действительно ухитрился сдать.
Юный Эбигнейл стал первым (и пока единственным) несовершеннолетним правонарушителем, которого ФБР включило в список «самых опасных преступников». На протяжении всего фильма Фрэнка преследует специалист по мошенничеству агент Карл Хэрнетти, роль которого - исполнил Том Хэнкс. На противостоянии талантливого афериста и незаурядного сыщика и построена сюжетная линия картины. Карл неуклонно идет по пятам Фрэнка, но тому удается на шаг опережать агента ФБР, постоянно разыгрывая его. В конечном итоге, правда, герой Тома Хэнкса все-таки одерживает верх и восстанавливает торжество справедливости. Преступник оказывается в федеральной тюрьме, откуда вскоре выходит, получив предложение работать в отделе агента Хэрнетти! В настоящий момент Фрэнк Эбигнейл возглавляет компанию, оказывающую услуги по защите от мошенничества.
Длительностью в два с половиной часа фильм Спилберга вполне соответствует сложившимся в последнее время стандартам. При этом режиссеру почти удалось похоронить необычайно интересный сюжет в рутинной затянутости как отдельных сцен, так и общей разбавленностью действия. Отдельные эпизоды выглядят чрезмерно статичными, наделяя картину поразительной степенностью, граничащей с медлительностью. К счастью, своеобразным «вытягивающим» фактором становится игра актеров, исполнивших главные роли.
Герой Тома Хэнкса интересен прежде всего тем, что он не совсем типичен для этого актера. Созданный Хэнксом характерный образ мрачноватого агента ФБР прекрасно контрастирует с героем Ди Каприо. Кстати, Хэнкс появляется в кадре куда реже последнего, что еще более для него необычно. В подавляющем большинстве своих последних работ актер играет исключительно главных персонажей, а в спилберговской ленте основное действующее лицо, несомненно, Эбигнейл.
Леонардо Ди Каприо постепенно отходит от сформированного «Титаником» («Titanic», 1997 г.) образа смазливого подросткового кумира. Годы идут, актеру стукнуло двадцать восемь, а для такого возраста номинация на Оскар за роль в «Титанике» теряет свой почетный статус. Ди Каприо уже не раз доказывал, что способен играть сложных и необычных людей. Для окончательного перемещения с обложек дневников пятиклассниц в ток-шоу, посвященные умному психологическому кино, ему определенно не хватает Оскара, или номинации на него, за роль в фильме, способном перечеркнуть лоснящийся стереотип злополучного «Титаника».
Во многих отношениях звездоносная лента Спилберга является очень подходящим претендентом если не в хэдлайнеры, то, во всяком случае, в участники ежегодной церемонии. Игра Ди Каприо оживляет до странности «разжиженный» сюжет картины и, несомненно, способна умерить злопыхания скептиков.
Наверное, наиболее ценным зрительским отзывом можно считать мнение самого Фрэнка Эбигнейла, который не был приглашен на съемки фильма в качестве консультанта, но не упустил возможности сказать несколько лестных слов в адрес не столько команды создателей, сколько игры Леонардо Ди Каприо. Впрочем, после просмотра картины словам великого притворщика многие могут и не поверить.
www
Появление фильма в лицензионном прокате ожидается в мае 2003 года.