Статья опубликована в №1 (1) от 17 августа-23 августа 2000
Экономика

Какие варяги нам нужны

  17 августа 2000, 00:00

Петербургского предпринимателя Михаила Макарова в Порховском районе встретили весьма настороженно. В последние годы на Псковщине появляется много заезжих «толстосумов», желающих отхватить лакомый кусочек, а после, как говорится, трава не расти.

Мало кто из порховчан был готов искренне поверить в то, что жителя северной столицы, коренного горожанина, молодого человека с университетским техническим образованием может волновать жизнь глубинки. Все прекрасно понимали, что бизнесмен прежде всего хочет выгодно вложить свои средства, чего, впрочем, он и не скрывал. Но вряд ли можно считать при сегодняшнем положении дел сельское хозяйство удачным вложением капитала.

Понятно, когда перекупщики за копейки скупают в отдаленных деревнях картошку, яблоки, лук, а потом перепродают их втридорога на рынках крупных городов. Но Макаров-то был настроен работать в Порхове не один год и оплачивать не только готовую сельхозпродукцию, но и предоставлять деньги тем, кто будет ее производить. А главным производителем на селе, по его мнению, являются сегодня не коллективные, а единоличные хозяйства, частники. Именно им решил помогать питерский предприниматель Макаров.

Принц из сказки

В прошлом году Порховский маслосырзавод впервые за последнее время получил прибыль. Три года он находился на грани жизни и смерти. Не было средств для закупки основного сырья - молока. Возникли проблемы с поставщиками: молочное производство в хозяйствах района и области сократилось в несколько раз. Завод неминуемо приближался к банкротству.

И вот тут-то, подобно принцу из сказки, пожаловал в Порхов Михаил Макаров. В отличие от других столичных бизнесменов он не стал скупать акции предприятия, а предложил его директору и фактическому хозяину Валерию Рябухину деловое сотрудничество: он поставляет молоко и реализует продукцию, а заводчане должны обеспечивать процесс производства.

Схема называется - работа на давальческом сырье, она успешно используется на многих российских предприятиях. Есть в ней свои плюсы и минусы. С одной стороны, производители не являются собственниками выпущенной ими продукции и не могут ею распоряжаться. А с другой - у них не болит голова о ее реализации, и деньги за свою работу они получают вовремя.

- Такой принцип взаимоотношений нас устраивал. Да и что скрывать, без помощи Макарова предприятию вряд ли удалось бы подняться, - признался Валерий Рябухин.

Однако интересы питерского предпринимателя касались не только завода, но и всего района. Взяв обязательство обеспечивать производство сырьем, Макаров принялся искать поставщиков.

Рассчитывать на колхозы, большинство из которых еле сводят концы с концами, не приходилось. Были, конечно, в районе фермеры и частники. Один, например, сдавал по несколько сотен литров молока. Но сельчане, имеющие в личном подворье коров, в основном использовали молоко для своих нужд и считали большой удачей, если удавалось найти постоянных покупателей.

Для предпринимателя организовать сбор молока в отдаленных деревнях не проблема. Вопрос в том, сколько оно будет стоить, если из-за одной буренки придется гнать машину за 20-30 километров. Вот если в каждом дворе будет по 2-3 коровы, тогда и расходы по сбору молока окупятся. Но откуда крестьянину взять деньги на корову?

Этот замкнутый круг Михаил Макаров решил разомкнуть весьма простым способом: предоставить всем желающим кредиты. И за довольно короткий срок за счет беспроцентной ссуды около 130 семей порховчан обзавелись коровами. Довольно высокие цены, по которым Макаров закупал молоко для маслосырзавода, позволяли большинству из них погасить долг в течение года.

Эту работу нельзя рассматривать как благотворительную акцию бизнесмена. У него есть серьезная программа развития молочного животноводства в районе. Одним из шагов ее реализации стало создание Порховского крестьянского молочного союза, который занимался всеми организационными вопросами по выдаче кредитов на покупку коров.

Благодаря его деятельности в Порхове появилось шесть пастбищ для выпаса животных, которых содержат горожане. Весной в райцентре был открыт пункт искусственного осеменения, что позволит увеличить поголовье и улучшать продуктивность животных.

Вот тут никак нельзя назвать петербургского предпринимателя дилетантом. Он действует профессионально, со знанием дела, с перспективой. За полтора года сотрудничества с Макаровым, к концу 1998 года маслосырзаводу удалось увеличить производство продукции на 50 процентов. Сегодня на предприятии регулярно выплачивается зарплата, постепенно погашаются прежние долги. До полного благополучия, конечно, еще далеко. Но существенным достижением можно считать то, что, в отличие от другой порхов-ской промышленности, сырзавод работает, и его продукция востребована, а это дает надежду на будущее.

И кормилица, и средство производства

Вопрос, как говорится, на засыпку. Будет ли хороший хозяин держать корову, которая дает по семь литров молока? Скорее всего он поменяет ее на козу, с ней хлопот меньше. В АО «Нива» таких коров больше 60, остальные 80… вообще не доятся. Бывшие колхозники, нынешние акционеры, остались в этом году без работы. Весной не пахали, не сеяли, посадили только три гектара картофеля. А те, кто приходит на фермы и в мастерские, третий год ничего не получают. Выдают изредка аванс по 50 - 100 рублей…

И в других хозяйствах района, за исключением четырех-пяти, ситуация не лучше.

Как же прожить крестьянину?

- Да только за счет молока, - считает Анатолий Васильев, житель деревни Загоска. С ним согласны Татьяна Савельева, бывшая заведующая детсадом, который не первый год стоит пустым, и продавец Валентина Васильева. Их деревня раньше входила в колхоз имени Калинина, от которого остались одни воспоминания. Работу не найти днем с огнем. А если что и вырастишь на своем участке, попробуй продай: до ближайшего рынка в Порхове 35 километров, а до Пскова - 70.

Выручают только коровы. За молоко, которое население сдает на сырзавод, рассчитываются каждые две недели. Правда, летом, когда большие надои, оплачивается только половина сданного сырья. Остальное они получат только осенью. Но это все-таки «живые» деньги, которые дают возможность иметь самое необходимое.

За счет молока живут и работники АО «Нива» Валентина Вояк, Галина Мишина и другие. У Виктора Иванова из Дубровно, бывшего председателя колхоза, а теперь молокосборщика, около ста дворов из 26 деревень сдают молоко. И сам он держит две коровы. Каждое утро объезжает свой участок, а потом все отвозит на завод.

Среди молокосдатчиков есть пенсионеры и молодые люди, коренные порховчане и переселенцы. Все они имеют стабильный доход, в среднем около тысячи рублей с коровы. Для многих жителей не только глубинки, но и районного центра сдача молока является основной работой.

Экономическое сотрудничество питерского предпринимателя Михаила Макарова с Порховским маслосырзаводом приобретает социальный аспект: предоставляя кредит на покупку коровы, он тем самым создает новые рабочие места, обеспечивает занятость сельского населения. При этом, заметьте, не используется ни копейки бюджетных средств. Побольше бы таких предпринимателей приезжало в псковскую глубинку!

А мы пойдем другим путем

Однако с местной властью у Макарова отношения не сложились. Администрация считает, что он в том случае окажет реальную помощь району, если встанет на учет в Порхове и будет здесь же платить налоги. Сейчас он платит налоги в Санкт-Петербурге, что не противоречит действующему законодательству.

Постановка на учет - лишь видимая причина возникшего непонимания. Корни его намного глубже: в различных подходах к развитию села. Руководители района по-прежнему делают ставку на коллективные хозяйства. Они считают, что их надо всеми силами стараться сохранить до того момента, когда изменится политика государства по отношению к сельскому производителю, когда исчезнет диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, когда колхозы смогут получать кредиты на приобретение техники, семян, удобрений. Работать самостоятельно крестьянин, по их мнению, пока не готов. Да и нет у него для этого стартового капитала.

У Макарова позиция иная. Он убежден в том, что вкладывать деньги в коллективное хозяйство - значит выбрасывать их на ветер. Нет субъекта, нет структуры, которая позволит эффективно их использовать, а не разворовывать. Из миллиона выделенных рублей в лучшем случае сотня-другая дойдет до производителя.

Убыточные хозяйства, считает Михаил Макаров, нужно срочно распускать, пока в них есть какая-то работающая техника, помещения и другое имущество. Иначе все будет загублено, а крестьянин останется ни с чем. Конечно, далеко не каждый может стать фермером. В том же Порховском районе из 120 зарегистрированных фермерских хозяйств производят продукцию 10-15. Тот, кто не сможет работать самостоятельно, должен идти в батраки. В этом нет ничего зазорного. Главное, чтобы твой труд оплачивался и позволял жить достойно, а не влачить жалкое существование.

Деньги, которые получит частник в виде кредитов и ссуд, окупаются значительно быстрее. У маслосырзавода, например, сегодня насчитывается около тысячи молокосдатчиков. После создания молочного союза закуп молока увеличился в четыре раза. Это ли не подтверждение того, кому нужно помогать?

Однако в районе по-прежнему главным экономическим субъектом на селе считаются колхозы. Их поддерживают и морально, и материально. В прошлом году только колхозы получили государственные дотации за молоко, которые полагаются и частным сдатчикам. Но их обошли стороной.

- Все питерцы давно понимают, что нужно как можно скорее избавиться от импортной продукции и развивать свое сельское хозяйство, - рассуждает Михаил Макаров.- Для этого у нас есть и желание, и средства, и единомышленники. Все, что нужно для работы.

Любовь ПАВЛОВА.
Порховский район.

Фото: Михаил ДМИТРИЕВ (журнал "Эксперт").

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.