В качестве выхода из положения мэр столицы предложил собрать народ в многомиллионных городах-агломерациях и при этом расположить их поближе к государственной границе – в интересах национальной безопасности (!), чтобы «удержать территорию страны».
Сергей Собянин – далеко не первый, кто выступает с такими предложениями, они вполне популярны в среде участвующих во власти городских интеллектуалов. И первым нужно упомянуть его собеседника Алексея Кудрина, который не далее как полтора с небольшим года назад на январском Гайдаровском форуме выступил с программной речью «Устойчивый экономический рост: модель для России», в которой предложил: «Нужно дать дополнительные возможности крупным городам. Только два города в России могут соревноваться с ведущими городами мира по качеству жизни. Наши опросы показывают, что молодежь в регионах не считает, что она живет в современной стране, она считает, что только переезжая в Москву, Санкт-Петербург или куда-то ещё, она приобщается к современному качеству жизни, к современным моделям жизни. На территории России надо создать, для начала, 10-15 городов-агломераций, которые будут сопоставимы на востоке со своими восточными конкурентами, а в Европе, соответственно, с западными городами. Нужно поддерживать точки, которые станут центрами таких новых возможностей».
Полтора года спустя Сергей Собянин принял этот пас по полной программе.
Как Алексей Кудрин и Сергей Собянин видят жителей России? Исключительно как часть производственных сил.
Оба собеседника не спорили между собой, они обменивались одинаковыми мнениями об одном и том же. Даже если это был бы разговор учёных, он заслуживал пристального внимания, но здесь всё опаснее: публичную дискуссию вели два претендента на пост премьер-министра России на очередном сроке Владимира Путина, ежели он состоится.
Эти разговоры из рассуждений вполне могут стать планами правительства.
Как Алексей Кудрин и Сергей Собянин видят жителей России? Исключительно как часть производственных сил. Обеспечивают высокий уровень добавленной стоимости в экономике – полезные жители. Не обеспечивают – лишние.
Такой подход – прямое продолжение стратегии монетизации государства, начатой Владимиром Путиным при прямом участии Алексея Кудрина в 2004-2005 гг. Тогда было положено начало нормативно-подушевому финансированию всей социальной сферы, ставшему серийным убийцей для тысяч больниц, поликлиник, школ, детских садов, домов культуры. При таком подходе чем меньше населенный пункт – тем меньше у них шансов выжить при такой системе организации государства.
Сжатие социального пространства страны идёт форсированными темпами. Итог известен – разрушение и запустение десятков тысяч обжитых веками живых ещё вчера мест.
Идеальная концепция экономической организации страны для Кудрина и Собянина – это сетевой супермаркет. Чем больше покупателей, тем успешнее бизнес. Если точка убыточна, её ликвидируют.
Человек в такой системе – не одушевленное творение, а производитель и покупатель товаров и услуг. И только в этом качестве он имеет значение. Людей в такой системе государственных координат нет, есть население – статистическая и экономическая категория атомов экономического процесса.
Это нельзя, недопустимо называть современным подходом. Это – пещерный уровень понимания современных тенденций развития государств, возврат в индустриальную, а в чем-то – в доиндустриальную эпоху.
Трудно не признать, что и Кудрин, и Собянин являются образованными людьми. Но парадокс – будучи образованными, они демонстрируют удивительную неграмотность и несовременность, высказываясь и о современности, и о будущем. Соседство образованности с неграмотностью отражает их непонимание реальной жизни – и не только в России, но и в развитом мире, с которым они хотят успешно конкурировать. И – раскрывают их реальную политическую позицию, но об этом – немного позже.
Мировая тенденция состоит не в примитивно понимаемой урбанизации как собирании людей из сельской местности и малых городов в большие города и агломерации, а в максимальном, на уровне государственной политики, выравнивании и уровня, и качества жизни людей на всей территории страны – от столицы до провинции. Жителям деревень и малых городов в современном государстве становятся доступны городские услуги. У них нет необходимости бежать со своей малой родины, потому что Родина большая помнит о них и понимает их. Образно говоря, деревня превращается в город не архитектурно, а содержательно.
В чем состоит первостепенная задача современного государства? В максимально качественном освоении территории. Проще говоря, везде должны жить люди, и при этом должны жить хорошо.
Жизнь в больших городах имеет не только плюсы, но и минусы. Неблагоприятная экология, высокий относительно села и малых городов уровень преступности, дороговизна жизни, отсутствие личного пространства на земле, высокие затраты времени на перемещение, повышенный уровень стресса.
Человек вправе выбирать, где ему жить. Это – принципиальный постулат демократического государства. А государство должно обеспечить для этого условия, если оно заинтересовано в освоении и сохранении территории.
Но Сергей Собянин планирует осваивать территорию России, создавая на всей протяженности государственной границы (!) миллионные города-агломерации, которые, в его понимании, будут способствовать укреплению обороноспособности страны. Это, простите, как и для чего? Чтобы на пути к Москве полчища [китайских] войск сначала «перемололи» население расположенных у границы городов и увязли там, подарив московскому начальству время для бегства?
Откуда у мэра столицы, защищенной всеми видами противоракетных, в том числе противоядерных щитов, такое пещерное представление о современных методах ведения войны? Где, в какой развитой стране мира, которую намерен «догнать и перегнать» Собянин, реализована эта концепция «мегаполисов-форпостов» у границы?
И, невозможно не заметить, надо сначала определиться с целью создания мегаполисов: это или центр производства товаров и услуг, современное пространство для комфортной жизни, или «живой щит» на пути геополитического врага. Что намерен строить Сергей Собянин: города-крепости или открытые города?
Откуда у Сергея Собянина представление о том, что «для производства сельскохозяйственной продукции с учётом новых технологий производительности» не нужны живущие в сельской местности 15 млн человек? Ему никто не рассказал, что развитие сельских территорий и сельского образа жизни достигается не мегаагрохолдингами, а личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, малыми компаниями и кооперацией? И это приводит не только к освоению и сохранению территории, но и к обширным объемам производства качественной продукции. Ему не приходит в голову, что для решения этой задачи нужно дать людям землю и средства производства?
И тогда земля не будет запустевать.
Собянин хвалится, что Москва лидирует в России по производительности труда. Но не уточняет, какого именно. Однако более 80% валового регионального продукта Москвы – это финансовые услуги. Как можно сравнивать производительность труда в банковской сфере и сельском хозяйстве?
С каких пор искусственно расположенные и зарегистрированные в Москве, центре федеральной власти, офисы сырьедобывающих компаний стали признаком высокого уровня экономического развития?
Сергей Собянин сообщил, что страну ежегодно покидают 200 тысяч образованных и мобильных граждан. Про его мнению, их отъезду препятствует сейчас только Москва, создавая молодым людям возможности для самореализации. Правда, столица принимает в год всего около 10 тысяч таких приезжих, остальные всё равно уезжают.
Алексей Кудрин и Сергей Собянин не отвечают на главный вопрос: почему уезжают.
Их диалог в целом оказался очень показателен: крупные федеральные политики полтора часа обсуждают перемены в экономической и социальной жизни без перемен в политической жизни.
200 тысяч молодых одаренных людей бегут не только и не столько от низких зарплат, сколько от несвободы, бесправия, коррупции, бандитизма, беспредела силовиков, беззащитности. Они уезжают из криминального государства, для перемен в котором нужны совсем не переселения десятков миллионов людей с обжитых мест в бетонные джунгли.
Они уезжают туда, где уважаются права и свободы человека, где власть работает для людей, где для одного гражданина может работать вся мощь государственной машины, невзирая на затраты.
Сергей Собянин и Алексей Кудрин говорили обо всём или почти обо всём, кроме самого главного – назревших и жизненно важных перемен в российской политике.
Ни разу в их диалоге не прозвучало имя Владимира Путина как главного архитектора всей системы нечеловеческой власти, обрекающей на бесправие и бедность 80% граждан России.
Сергей Собянин и Алексей Кудрин в принципе не могут критиковать Владимира Путина, потому что они – часть его государственной системы. Они сами – часть системы бесправия и беззакония.
Программа реновации жилья в Москве, оставившая без права собственности сотни тысяч людей, – реальное лицо этой системы.
И принудительное, насильственное собирание народа в города-агломерации – это реновация России таким же варварским способом.
У такой государственной системы нет никаких шансов выиграть международную конкуренцию, потому что это – система крепостничества.
Вопрос смены власти авторитарной на власть демократическую является вопросом номер один для модернизации и очеловечивания Российского государства, вытаскивания его из пещеры средневековых комплексов и мифов о создании величия государства ценой прав и свобод большинства граждан.
И пока не будет дан ответ на этот главный вопрос, все остальные вопросы останутся без ответа.
Чтобы оперативно отслеживать самые важные новости в Пскове и России, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме», «ВКонтакте», «Твиттере», «Фейсбуке» и «Одноклассниках».